?>

«Эстетизм наизнанку»:...

Июн 11, 2018

футуризм и театры — кабаре 1910-х гг.   С. Е. Юрков     Первые десятилетия XX в. ознаменовались выходом на арену художественной культуры целой плеяды новых течений и направлений (лучизм, абстракционизм, «алогические картины», супрематизм, поэзия «заумного стиха» и др.), ряд из которых вскоре объединяется под общим названием «футуризм». В его рамках создаются кружки, группы и общества, формируются новые эстетические концепции. Для футуризма, как и для всего авангарда в целом, характерным стал пафос вызова, борьбы, сопротивление витавшей в воздухе идее о смерти искусства. В противовес неопримитивизму, возвратившемуся к «органическому», «природному» хаосу как принципу творчества, футуризм сделал ставку на освоение и использование хаоса нового, урбанистического по своему происхождению. Причислявший себя к среде футуристов К. Малевич заявлял: «Футуризм как мироощущение, выражаясь в динамике <…>, считался урбанистическим искусством. <…> Содержанием футуризма был мир стале-электромоторный. [1]» Стратегия футуризма — принятие...

далее

Некоторые аспекты литературного творчества Малевича...

Май 10, 2018

Сависько Наталья (Savisko Natalia) аспирант кафедры русской филологии Будапештского университета имени Лоранда Этвеша   _______________________   В настоящей статье не ставилось цели сделать подробный лингвистический анализ всех работ Малевича, я хотела бы остановиться лишь на некоторых особенностях его стиля и вопросах, которые художник поднимает в своих теоретических произведениях. Красной нитью через тексты художника разных периодов проходят одни и те же темы: появляясь в ранних статьях, большинство из них сохраняются в поздних, зрелых работах. Многие из них носят программный характер — их цель провозгласить, разъяснить и защитить основы беспредметной живописи, донести суть предлагаемых реформ, в других он размышляет об искусстве, Боге, беспредметном жизнеустройстве. Часто эти темы чередуются в одной работе, сбивая читателя с логики мысли автора — длинные, туманные рассуждения об основах миростроения перемежаются с конкретными, четкими предложениями в сфере нового искусства. Из работы в работу Малевич...

далее

ИДЕЯ ИСКУССТВА КАК ЖИЗНЕСТРОЕНИЯ: РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ И АВАНГАРД...

Мар 16, 2018

А. В. Чухарева     В современной культурной ситуации России рубежа XX—XXI вв., сходной своей кризисностью и эсхатологизмом с атмосферой пограничной эпохи конца XIX — начала XX в., обращение к институту искусства и осмысление его роли в периоды культурного кризиса рубежных эпох имеет под собой достаточно серьезные основания. Именно в такое время распад образа мира ведет за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом. В таких обстоятельствах мир для человека и человек для самого себя перестают быть прозрачными, понятными, знакомыми. Искусство, как известно, раньше всех других подсистем культуры реагирует на изменение самой культурной реальности, что связано в первую очередь с тем, что оно разрабатывает и сохраняет идеалы личностного определения человека, схватывает и демонстрирует то, что недоступно рациональному осмыслению. Таким образом, реконструкция концептуальной для эпохи...

далее

РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ НАЧАЛО В КНИГЕ Н. ГУМИЛЕВА «КОЛЧАН»...

Мар 4, 2015

Ольга Улокина     Русское православное начало в книге Н. Гумилева «Колчан»           Влияние русской православной традиции на творчество Н. С. Гумилева долгое время недооценивалось критической и литературоведческой мыслью. Любовь поэта к экзотике, Африке, Востоку задавала некую стереотипность восприятия, закреплявшую за его поэзией ярлык «иностранной», ограничивая взгляд многих читателей и критиков неоромантической маской конквистадора и любителя экзотики. Устойчивое отсутствие понимания позволило А. Ахматовой назвать Н. Гумилева в своих поздних заметках «поэтом еще не прочитанным» [9, 221]. Исследования последних лет позволяют увидеть в Н. Гумилеве большого русского поэта, прочно связанного с православной культурой. Особо хотелось бы выделить работы Ю. Зобнина, раскрывшего организующее значение православного мировосприятия для духовного и творческого облика поэта [2, 7]. Тем не менее, многие вопросы в данной области не освещены. Так, например, теоретически не разработана проблема национального и...

далее

АКМЕИЗМ

Мар 4, 2015

На рубеже XIX — XX веков наиболее ярким литературным явлением, отразившим потребность времени в поиске новых художественных форм и средств для передачи изменившегося (по сравнению с XIX веком) мироощущения, стал символизм. В 90-е годы XIX века и в первое десятилетие века XX символизм породил целую плеяду выдающихся поэтов – от К. Бальмонта до А. Блока. Однако к 1910 году русский символизм вступил в пору кризиса, в художественной и литературно-критической среде начались споры о его дальнейших путях развития. На этой волне многие молодые авторы стали направлять свой художественный поиск в сторону от символизма, в литературе возникли новые поэтические школы и течения, одним из которых стал акмеизм. В 1911 году на одном из заседаний «Академии стиха», где литераторы собирались для чтения и обсуждения новых произведений, Н. Гумилев прочитал свою поэму «Блудный сын». Поэма подверглась резкой и...

далее

МОТИВ СТРАНСТВИЯ В ПОЭЗИИ Н. ГУМИЛЕВА И М. ВОЛОШИНА...

Янв 25, 2015

      Ольга Улокина Мотив странствия в поэзии Н. Гумилева и М. Волошина     При жизни Н. Гумилева и М. Волошина в сознании современников сложилось представление о них почти как об антиподах – в жизни и в искусстве. Поводом для этого стал разрыв между поэтами после скандально известной дуэли (1909 г.). В дальнейшем, в 10-е годы отчетливо проявилось различие их жизненных и мировоззренческих позиций: Гумилев, ушедший добровольцем на войну,  –  кавалер двух Георгиевских крестов; Волошин же – убежденный пацифист, «миротворец» [11, 252]. Н. Гумилев в глазах современников – воплощенная мужественность, образец воинской доблести. Относительно М. Волошина близко знавшая поэта М. И. Цветаева писала: «Вся мужественность, данная на двоих, пошла на мать, женственность –  на сына, ибо элементарной мужественности в Максе не было никогда…»[11, 227] Способностью проявлять бесстрашие М. Цветаева наделяет Волошина-человека и...

далее

ВАДИМ БАЯН

Янв 9, 2015

(Владимир Иванович Сидоров) (1880 — 1966)   … бессмертен мой жизненный путь! Вадим Баян             Началась жизнь будущего поэта-футуриста в 1880 году в Таврической губернии, в небольшом селе Нововасильевка. Его отец, агроном, смог дать сыну достойное по тем временам образование, отправив его в реальное училище в Мелитопольском уезде. Окончив заведение, будущий поэт не стал возвращаться домой, а, поработав недолго конторщиком, перебрался в столицу Крыма, город Симферополь, устроившись работать в типографию корректором. Случилось это в 1906 году, в самом начале его поэтической карьеры. Спустя два года поэта заметили, так как его стихотворение «Два коня» (1908) опубликовали в газете «Тавричанин». Вадим Баян принимал участие в создании симферопольского литературного объединения, помогающего молодым талантам, в числе которых был и Борис Поплавский. Вадим Баян был знаком со многими тогдашними футуристическими знаменитостями В. Маяковским, Игорем...

далее

СУСАННА МАР

Янв 9, 2015

(СУСАННА ГЕОРГИЕВНА ЧАЛХУШЬЯН) (1900 — 1965)       Сусанна Мар (настоящие имя и фамилия Сусанна Георгиевна Чалхушьян) родилась 26.02.1900 года в городе Начихевань-на-Дону, ныне Ростов-на-Дону. Мама и папа, местный известный общественный деятель и юрист Г.Х. Чалхушьян, растили дочь с любовью и бесконечной нежностью и позволяли ей самой выбирать свой жизненный путь. Именно благодаря свободе выбора, будущая поэтесса в 1920 году вступает в литературную группу под названием «ничевоки». Чуть позже, после встречи в Ростове-на-дону с С. Есениным и А. Мариенгофом, покидает «ничевоков» и становится последовательницей поэтики имажинизма. В 1922 году выпускает свою единственную книгу стихов, посвященную Мариенгофу – «АБЕМ» (название книги — аббревиатура из начальных букв Анатолий Борисович Есенин Мариенгоф). Будучи привлекательной молодой женщиной, Сусанна Мар состояла в двух браках. Первый из них состоялся с духовным наставником, лидером  литературной группы «Ничевоки», поэтом Рюриком Роком....

далее

Владимир Маяковский...

Ноя 19, 2013

               ФЛЕЙТА-ПОЗВОНОЧНИК Пролог За всех вас, которые нравились или нравятся, хранимых иконами души в пещере, как чашу вина в застольной здравице, подъемлю стихами наполненный череп. Все чаще думаю — не поставить ли лучше точку пули в своем конце. Сегодня я на всякий случай даю прощальный концерт. Память! Собери у мозга в зале любимых неисчерпаемые очереди. Смех из глаз в глаза лей. Былыми свадьбами ночь ряди. Из тела в тело веселье лейте. Пусть не забудется ночь никем. Я сегодня буду играть на флейте. На собственном позвоночнике. 1   Версты улиц взмахами шагов мну. Куда уйду я, этот ад тая! Какому небесному Гофману выдумалась ты, проклятая?! Буре веселья улицы узки. Праздник нарядных черпал и чéрпал. Думаю. Мысли, крови сгустки, больные и запекшиеся, лезут из черепа. Мне, чудотворцу всего, что празднично, самому на праздник выйти не...

далее

Владимир Маяковский биография...

Ноя 17, 2013

      Годы жизни Маяковского:  19.07.1893 — 14.04.1930     Видите — гвоздями слов прибит к бумаге я. Владимир Маяковский       Владимир Владимирович Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.). В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал...

далее